О снежках и атомных бомбах.

Вчера, идя по улице, возле меня приземлился довольно увесистый — судя по звуку — предмет, а вслед за этим послышалось детское хихиканье.

Не успев подумать: «Вот ведь №%7*:!», я вспомнил, как и сам, лет 10 назад, воображая себя участником проекта «Разгром» из фильма «Бойцовский клуб», кидал с балкона помидоры (тогда я не испытывал такое уважение к овощам, какое испытываю сейчас), после чего подумал: «сам виноват!» — и пошел дальше.

f1m8rU--PNo

Не уверен, что принцип бумеранга действует всегда, но я вижу это следующим образом: делать что-то «нехорошее» — это подобно разбрасыванию вокруг мин. И необязательно, что ты сам же на них наступишь — просто это увеличивает данную вероятность.

И происходит это в первую очередь, на мой взгляд, из-за плохого понимания себя. И как следствие — плохого понимания того, в каком направлении тебе двигаться, какие действия совершать; непонимания того, на что направлять свою свободу самовыражения. А тот, кто не способен на созидание, чаще всего направляет эту свободу в сторону разрушения.

nuclear-weapons-test-67557_960_720

Schreibend von vorne - low-dpiКак видим, процесс развития человеческой свободы имеет тот же диалектический характер, какой мы обнаружили в процессе индивидуального роста. С одной стороны, это процесс развития человека, овладения природой, возрастания роли разума, укрепления человеческой солидарности. Но с другой — усиление индивидуализации означает и усиление изоляции, неуверенности; а следовательно, становится все более сомнительным место человека в мире и смысл его жизни. Вместе с этим растет и чувство бессилия и ничтожности отдельного человека.

 

Эрих Фромм «Бегство от свободы»

Ведь в отличии от других животных, человек — с его более развитым мозгом/сознанием — чаще всего не может находится посредине и действовать исключительно согласно внешним или внутренним раздражителем в текущем моменте. Человек способен заглянуть вперед — мечтать и реализовывать свои намерения (как, впрочем, и назад — например, сожалеть о прошлом).

В связи с этим, у других животных нет, например, каких-либо произведений искусств и т.п., но и уничтожить Землю путем нажатия пары кнопок (не тот же ли это «снежок», пущенный с балкона, но в более «взрослой форме?») они (пока?) не могут.

Еще у людей, в отличии от других животных, теперь существует речь и письменность, в вместе с ними — возможность передавать из поколения в поколение все лучшие (и, к сожалению, не только лучшие) знания. Однако знания эти, если я правильно понимаю, передаются только на «внешних носителях» — в форме книг, в устной форме и т.п., так как приобретенные в процессе жизни признаки, по-видимому, не передаются по наследству (правда, тут, как я понял после прочтения книги Александра Маркова «Рождение сложности», может быть не все так однозначно): сколько бы человек не узнал и чему бы не научился за свою жизнь — на генах его детей это не отразится.

dna-163466_960_720

И возможно в связи с этим, каждое новое поколение, каждый новый человек часто сталкиваются с одними и теми же проблемами.

В детстве мы в какой-то момент неизбежно начинаем интересоваться великими вопросами о жизни: Что такое смерть? Как мы сюда попали? Что нам делать со своими эмоциями?

 

И мало кому посчастливилось иметь родителей, которые вовремя сели бы рядом и с любовью сказали приблизительно следующее: «Ты пришел в мир-загадку — мир безмерных радостей и бездонных печалей. Ты сам — проявление этой великой загадки. Людям известны многие Пути к по- знанию себя и постижению жизни, и тебе очень важно научиться всегда делать свой собственный выбор. Стремись, чтобы каждый твой выбор был осознанным и ярким, чтобы он приносил удовлетворение тебе и пользу всему миру.»

 

Марианна Кэплен «Ловушки просветления»

В случае же хорошего понимания того, что ты из себя представляешь, ты вряд ли будешь «разбрасывать мины» вокруг. Скорее — обезвреживать те, которые оставили другие или создавать что-то более продуктивное. И, кстати, до тех пор, пока ты сам кидаешь помидоры/снежки с балкона, то тебе, скорее всего, кажется нормальным, когда видишь, как подобное делают другие; либо относишься с осуждением, однако до тех, пор, пока сам продолжаешь это делать, ты не сможешь быть тем примером, который может что-то изменить (подобно тому, как курящий человек будет советовать другому бросить курить).

Вчера я довольно быстро понял, что, оставив эпизод со снежком неразрешенным, я проявил серьезную безответственность, потому что в связи с тем, что бросание помидоров с балкона я уже давно не практикую, сам как раз мог бы быть тем примером этим детям — и как-то повлиять на то, чтобы они этого больше не делали. Однако, по привычке оставил эти «мины» лежать на том же месте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.