История одной фотографии: Пражское лето 2012-го

IMG_6274

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На этой фотографии я нахожусь на центральной площади Праги и ем одно из национальных чешских блюд, представляющее собой мясную сосиску с хлебом.

В этой стране я был уже не первый раз и, отчасти, всегда возвращался сюда с намерением вновь окунуться в мир исконно чешской кухни со всеми этими гуляшами, свиными коленями и, конечно же, с пивом- с настоящим чешским пивом.

Когда примерно через год после этой поездки я практически перестал есть мясные продукты и пить алкоголь, то подумал: «Ну вот, и что теперь я буду делать в Чехии? Ведь теперь я не буду пить там настоящее чешское пиво и есть традиционные чешские блюда.»

Но после прочтения книги Массимо Монтанари «Голод и изобилие», в которой речь идет об истории питания в Европе на протяжении последнего тысячелетия, я стал по-другому смотреть на традиции, многие из которых до сих пор распространены в наше время: ведь многие из них возникли в абсолютно другое время и в абсолютно других условиях — и не имеет ли смысл поставить их под сомнение и проверить на актуальность. И возможно, создать новые, более актуальные настоящему времени.

Признаюсь, что в истории Чехии я не специалист, но могу предположить, что во времена, когда формировалась традиционная чешская (и не только чешская) кухня, то же мясо употребляли гораздо меньше и делали это далеко не каждый день.

Как я понимаю, все изменилось со времен начала промышленной революции, когда в результате технического прогресса и развития транспорта, стали доступнее продукты из более дальних регионов. И в связи с этим, люди стали менее зависимы от природных условий — и угроза возможного голода в результате неурожаев постепенно сходила на нет.

Сегодня, по-видимому, ввиду своего географического положения, до сих пор остаются регионы, до которых промышленный прогресс еще не дошел и они очень зависимы от природных условий, употребляя в основном продукты, которые добывают и производят сами: вырастили чечевицу — собрали чечевицу — съели чечевицу. Вырастили поросенка — убили поросенка — съели поросенка.

В большинстве же мест, до которых прогресс дошел, постепенно начала стираться связь между конечным продуктом употребления и тем, через что он прошел, прежде чем оказаться перед тобой на столе. Купил в магазине чечевицу — сварил чечевицу — съел чечевицу. Пришел на площадь в центре Праги — купил «сосиску» — съел «сосиску».

«В 1957 году Би-би-си устроила один из самых известных первоапрельских розыгрышей в истории: в телепередаче «Панорама» солидный ведущий Ричард Димблби на полном серьезе сообщил, что из-за теплой зимы в Швейцарии поспел необычайно щедрый урожай спагетти. Новость сопровождалась кадрами, где швейцарские крестьяне на фоне гор собирали спагетти с деревьев. Поскольку большинство тогдашних телезрителей ни разу не готовили спагетти, многие сочли репортаж
подлинным».

Кэролин Стил «Голодный город»

Сейчас все к нашим услугам: в любое время года в магазинах нас всегда ждут заботливо убитые за нас и завернутые в красивые упаковки животные в виде сосисок, пельменей, а то и в более очевидной форме.

Но что было бы, если бы я задумался в тот момент о том, через что прошло это блюдо, прежде чем оказаться на кончике пластиковой вилки, которую я держу в руках? Или о том, как то, что я сейчас ем, влияет на мое здоровье в долгосрочной перспективе. Захотел бы я тогда, чтобы меня сфотографировали за этим процессом? И стал бы я вообще это есть?

Я бы мог представить как выращивали, а затем убивали того поросенка, ставшего через какое-то время частью сосиски, кусок которой я через несколько мгновений съем. Да, люди так делали на протяжении многих тысячелетий. Но раньше у них, опять же, было понимание того, через что прошел продукт, который они едят- для них это была не сосиска/гамбургер/крылышки, а убитые ими же свинья/корова/курица.

371673x

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И если бы завтра все магазины вдруг исчезли и вам бы пришлось- как раньше- добывать еду самим, что бы вы выбрали: вырастить и съесть чечевицу или вырастить, убить и съесть какое-либо животное?  Правда, признаюсь, что на одном растительном питании в этом гипотетическом случае долго протянуть бы не получилось- так как вместе с магазинами исчезли бы, например, добавки витамина B12, который содержится только в продуктах животного происхождения, а синтезировать его из бактерий, думаю, мало у кого получится.

С такой ли уверенностью ел бы я это блюдо, зная, каким образом влияют на организм насыщенные жиры, содержащиеся в нем? Сомневаюсь, что осознавая то, что в результате его употребления, уровень холестерина в крови повышается, увеличивая тем самым риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, я мог бы еще долго продолжать есть продукты животного происхождения: инстинкт самосохранения просто не позволил бы этого сделать. Как не позволил в недалеком прошлом не принимать добавки того же витамина B12, чем я одно время пренебрегал: каждый день я не забывал о том, к чему это может привести:

Да, находясь в блаженном неведении по поводу влияния питания на твое здоровье, а также того, откуда это питание берется, очень легко каждый день пить чешское пиво и есть традиционно чешские блюда. Но когда ты ближе знакомишься с этой темой, то начинаешь больше задумываться над тем- а так ли уж хороши эти традиции и не пора ли создавать новые, более адекватные сегодняшнему дню. Мы все-таки уже не дикари, живущие в пещерах, чья жизнь зависит от того, получится ли сегодня убить какое-либо животное или нет.

И так так магазины в ближайшее время, скорее всего, не исчезнут, у нас есть возможность выбора: покупать ли в них «сосиски» или чечевицу — понимая, через что прошел каждый из этих продуктов, прежде чем оказаться перед нами на полке и осознавая, какое влияние каждый из них окажет на наше здоровье: информации сейчас уже предостаточно.

И если еще несколько месяцев назад я боялся, что мне, возможно, придется вернуться к употреблению каких-либо животных- ввиду вероятности неполучения каких-либо необходимых питательных веществ, то сейчас, узнав, какие, собственно, все питательные вещества необходимо получать, я понимаю, что все зависит только от меня. Поэтому теперь фразы наподобие «Откуда ты получаешь белок?» или «тебе необходимо получать животные жиры» не вызывают у меня былых сомнений насчет правильности выбранного мной пути (при этом я, конечно, не могу с уверенностью сказать, что со всем хорошо разобрался).

При этом, конечно, не могу со 100% уверенностью сказать, что такого никогда не произойдет. И честно признаюсь, что у меня до сих пор  вызывают положительные эмоции воспоминания о вкусе всех этих гуляшей. Но только теперь я не вижу смысла в том, чтобы из-за этого вкуса наносить в долгосрочной перспективе вред своему здоровью и состоянию окружающей среды (ввиду того, что на производство большинства продуктов животного происхождения затрачивается намного больше ресурсов- пос равнению с растительными продуктами) и в краткосрочной- животным. Многие современные традиции в питании, на мой взгляд, все-таки требуют пересмотра. Все может быть намного лучше.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.